Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам

Экономические, социальные и культурные права призваны обеспечить защиту людей как полноценных личностей на основе концепции, гарантирующей человеку возможность одновременного пользования правами, свободами и благами социальной справедливости. В мире, где по данным Программы Организации Объединенных Наций в области развития (ПРООН), «пятая часть населения развивающихся стран ложится спать с чувством голода, четвертая часть не имеет возможности удовлетворить даже такую первоочередную потребность, как потребность в очищенной питьевой воде, а третья часть живет на грани выживания в условиях такой ужасающей нищеты, которую невозможно описать словами. Хотя с момента создания Организации Объединенных Наций было немало сделано для облегчения положения населения планеты, до сих пор свыше 1 млрд. людей живет в условиях крайней нищеты, не имеют жилья, страдают от голода и недоедания, безработицы, неграмотности и хронических заболеваний. Более 1,5 млрд. людей лишены возможности пить очищенную питьевую воду и пользоваться системами водоснабжения и канализации; около 500 млн. детей не могут получить даже начальное образование, а более 1 млрд. людей не умеют читать и писать.

Гигантские масштабы социальной маргинализации, наблюдающейся, несмотря на продолжение глобального экономического роста и развития, влекут за собой возникновение серьезных проблем не только в связи с процессом развития, но и основными правам человека.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах был принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи 16 декабря 1966 года после почти двадцатилетних дебатов в ходе его разработки. Через десять лет он, наконец, обрел статус закона и вступил в силу 3 января 1976 года. Пакт содержит некоторые важнейшие международные правовые нормы, устанавливающие экономические, социальные и культурные права, включая право на труд в справедливых и благоприятных условиях, право на социальную защиту, право на достаточный жизненный уровень и на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, право на образование и на пользование результатами свободы в области культуры и научного прогресса. Генеральная Ассамблея: Офиц. отчеты. Тридцать вторая сессия. Док.44/А/32/44. Нью-Йорк, 1997. За соблюдением государствами-участниками своих обязательств по Пакту и уровнем осуществления соответствующих прав и обязанностей наблюдает Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. В своей деятельности Комитет опирается на множество информационных источников, включая доклады, представляемые государствами-участниками, и сведения, поступающие из специализированных учреждений ООН — Международной организации труда, ООН по вопросам образования, наук и культуры.

Всемирной организации здравоохранения, продовольственной и сельскохозяйственной ООН, а также из Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Центра ООН по населенным пунктам и других учреждений. Кроме того, ему представляют информацию неправительственные и общинные организации, действующие на территории государств, ратифицировавших Пакт, международные правозащитные организации и другие неправительственные организации, а также другие договорные органы ООН; кроме того Комитет пользуется общедоступными источниками.

Комитет по правам ребенка

Дети, их благосостояние и их права были в центре внимания ООН, начиная с ее создания в 1945 г. Одним из первых действий ООН было создание Генеральной Ассамблеей 11 декабря 1946 г. Детского Фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), который и сегодня остается главным столпом международной помощи детям.

Кроме того, положения Всеобщей декларации прав человека и Международных пактов по правам человека 1966 г. признают, что права детей должны быть защищены.

Конвенция о правах ребенка

Первым стандартом, создавшим инструмент ООН и посвященным исключительно правам детей, была Декларация прав ребенка 1959 г. Подтверждая, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», Декларация предложила прочную моральную структуру прав ребенка, состоящую из десяти принципов.30лет спустя, 20 ноября 1989 г., была принята Конвенция о правах ребенка.61государство (рекордное число!) подписало Конвенцию в первый же день, когда она была открыта для подписания, 26 января 1990 г.

Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 г.

По состоянию на апрель 2003 г. число государств-участников насчитывало 191 — удивительно большое число за короткий период: достигнута почти всеобщая ратификация. Среди государств-членов ООН только Сомали и Соединенные Штаты еще не ратифицировали Конвенцию.

Следует, однако, отметить, что 69 государств-участников сделали при ратификации Конвенции заявления или оговорки. К началу 2003 г.10государств полностью или частично сняли свои заявления или оговорки.

Конвенция — наиболее полное провозглашение прав детей, сделанное когда-либо. Она идет дальше Декларации, связывая государства, принимающие Конвенцию, юридической ответственностью за их действия по отношению к детям.

В июне 2000 г. были открыты для подписания два факультативных протокола к Конвенции о правах ребенка: «О вовлечении детей в вооруженные конфликты» и «О торговле детьми, детской проституции и детской порнографии». Оба протокола вступили в силу в начале 2002 г.

По данным «Международной амнистии» около 300 тыс. детей из более чем 35 стран мира в настоящее время принуждаются к службе в армии; примерно в 85 государствах дети до 18 лет находятся на военной службе. Факультативный протокол запрещает мобилизацию детей до 18 лет, хотя из-за уступки, сделанной главным образом в пользу Соединенных Штатов, допускается добровольный призыв детей 16 и 17 лет.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Права и обязанности сторон по договору дарения

Порядок обращения в уполномоченную организацию

Ребенок имеет право сам обратиться за помощь в органы опеки по месту своего проживания, если ему исполнилось 14 лет. Также он может подать заявление в судебную инстанцию.

Если речь идет о малыше не старше указанного возраста, то сообщить о правонарушении в отношении ребенка обязаны должностные лица или граждане, которые стали свидетелями события.

Помимо сообщения, они обязаны предпринять определенные меры по устранению негативного влияния на малыша с учетом конкретной ситуации. Чаще всего всей работой в этом направлении руководит инспектор по охране детства. Дополнительную помощь оказывают другие организации, например, социальный психолог или педагог, центры соцреабилитации.

В каких случаях и как обращаются к омбудсменам

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенкаДля решения вопросов, связанных с ущемлением прав детей, при администрациях муниципальных образований создаются комиссии по делам детства. На заседаниях такой комиссии начальниками отделов подаются отчеты и решаются вопросы по основным направлениям деятельности. Также могут быть рассмотрены жалобы, поступившие в отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Иногда такая деятельность оказывается недостаточной. Чтобы решить индивидуальную проблему с участием уполномоченного по правам детей, можно использовать несколько способов:

  • узнать адрес его общественной приемной в конкретном городе прийти туда лично (список уполномоченных, к сожалению, не представлен на официальном сайте);
  • написать письмо по адресу регионального или центрального омбудсмена;
  • оставить сообщение на официальном сайте Уполномоченного при президенте России по правам ребенка или обратиться туда по телефону.

В любом случае дело будет рассматриваться служащими в конкретном городе. Если же их работа будет неудовлетворительной, возможно направить свою жалобу выше. К омбудсменам обращаются в различных ситуациях:

  • конфликт между родителями и школьным руководством по вопросу качества образования, предоставляемого ребенку;
  • правовые консультации по вопросам детских прав;
  • предложения внести изменения для усовершенствования образовательного и воспитательного процесса;
  • получение информации о гигиенических и санитарных нормах в школе, а также других случаях.

Однако правоведы всегда напоминают, что решать дело лучше сначала самостоятельно, поскольку в ряде случаев это вполне возможно и продуктивно. Жаловаться уполномоченному необходимо тогда, когда не получается решить вопрос на месте.

Защита детства – это национальный интерес для каждого государства. Деятельность комитета по правам ребенка направлена на улучшение положения несовершеннолетних в мире в целом и в конкретных странах. Для реализации поставленных перед ним задач в России создана должность уполномоченного по правам ребенка, к которому напрямую может обратиться любой гражданин по вопросу, связанному с нарушением прав малолетних.

Деятельность комитета в России

На одном из первых собраний Международного Комитета его членам было рекомендовано наладить работу подобных органов по защите прав ребенка внутри страны. Защита прав детей в России также связана с деятельностью такой организации. Ее существование в нашей стране началось с середины девяностых годов двадцатого века. Инициатором стали члены Министерства здравоохранения и социального развития, предполагая его как департамент по защите прав детей.

Профиль работы российского Комитета – защита интересов несовершеннолетних, пресечение случаев их нарушения. Его деятельность ведется в нескольких направлениях:

  1. Контроль за тем, как соблюдаются права детей в школе и в семье.
  2. Контроль за полнотой соблюдения юридических и гражданских прав несовершеннолетних.
  3. Организация просветительской работы среди родителей и педагогов по правовым вопросам, связанным с интересами детей.
  4. Совершенствование законодательной базы в рамках обеспечения максимальной защиты детских прав.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

В рамках второго направления отслеживается соблюдение прав детей на образование, медицинскую помощь, на наследование ими имущества и финансов. Если члены Комитета сталкиваются с нарушением прав гражданского или юридического характеры, они обязаны рассмотреть этот вопрос и сообщить в соответствующие инстанции необходимую информацию. Третье направление обязывает Комитет:

  • знакомить взрослых с правами детей;
  • разъяснить законодательную базу по этим вопросам;
  • информировать об ответственности за нарушения интересов детей.

Основной международный документ, посвященный вопросу детства – это Конвенция о правах ребенка и протоколы к ней. Комитет, действующий на территории Российской Федерации, обязан следить, чтобы законодательная база страны не противоречила конвенционным положениям. В его обязанности входит и разработка проектов внутригосударственного совершенствования законов о детях.

Права детей в Российской Федерации и их законодательное регулирование

Права несовершеннолетних граждан установлены и регулируются на законодательном уровне. В перечень национальных нормативно-правовых документов, действующих в России, входят:

  • Конституция РФ;
  • Закон от 27.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
  • Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Семейный кодекс РФ (СК РФ);
  • Уголовный кодекс РФ (УК РФ);
  • региональные нормативные акты.

Самыми важными среди международных нормативных документов являются:

  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Декларация прав ребёнка;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Бьет, избивает муж: как привлечь к ответственности

Основные права детей указаны в гл. 11 СК РФ. К ним относятся:

Проживание и воспитание в семье (ст. 54 СК РФ)

Каждый ребенок вправе проживать со своими родителями, получать от них должное внимание, заботу, а также возможность всесторонне развиваться. Если родители по какой-то причине отсутствуют, то эти обязательства берет на себя орган опеки и попечительства

Поддержание отношений с родителями и с другими родственниками (ст. 55СК РФ). Даже в случае развода родителей ребенок может общаться и с отцом, и с матерью, а также с другими родственниками по обеим линиям родства.
Защита своих прав и интересов (ст. 56 СК РФ). Обязанность защищать интересы несовершеннолетних ложится на родителей, а также другие государственные органы (орган опеки, прокуратура, суд). Ребенок может претендовать на защиту, если сами родители злоупотребляют своими полномочиями по отношению к несовершеннолетнему.
Изъявление собственного мнения (ст. 57 СК РФ). Ребенок, как и взрослый, является отдельной личностью, а поэтому имеет собственное мнение, которое должно учитываться, особенно при решении вопросов, затрагивающих интересы несовершеннолетнего.
Получение несовершеннолетним лицом ФИО (ст. 58 СК РФ). При рождении малыша родители самостоятельно выбирают ему имя, фамилия переходит от родителей, а отчество, как правило, присваивается по имени отца.
Смена имени или фамилии (ст. 59 СК РФ). Орган опеки и попечительства может дать разрешение на смену имени или фамилии ребенка, если об этом поступила просьба от родителей.
Имущественные права несовершеннолетнего лица (ст. 60 СК РФ). Каждый ребенок должен получать соответствующее содержание от своих родителей. Ребенок является собственником того имущества, которое было ему подарено или перешло по наследству.

Организация по защите прав ребенка

Социальная политика государства направлена на то, чтобы максимально разрешить все проблемы, которые могут возникнуть в сфере семейных, имущественных и жилищных отношений. Это связано с тем, что отношения между родителями и несовершеннолетними возникают сразу же после рождения ребенка. Некоторые взаимоотношения регулируются исключительно моральными нормами, в других ситуациях приоритет имеет семейное законодательство. Федеральный или региональный закон, который принимается в России, лишь добавляет разъяснений по поводу условий проживания детей, инвалидов и сирот, осуществления имущественных и жилищных сделок и пр.

Кроме того, федеральный акт (СК РФ), а именно статья 56, фиксирует, что каждый ребенок в современных условиях, проживающий в семье или вне семейных отношений (неважно причисляется он к категории сирот, инвалидов или недееспособных) имеет право на защиту прав от злоупотребления со стороны родителей, усыновителей, опекунов. Согласно этому НПА, каждый ребенок может обратиться в уполномоченный на то орган (федеральный или региональный неважно), направив исковое заявление с целью защиты своих прав и интересов (судебная защита)

Органы опеки и попечительства как организация по защите прав ребенка, не достигшего возраста 14 лет, осуществляет защиту его имущественных, жилищных и личностных интересов. По достижению 14 лет каждый ребенок имеет законное право направить исковое заявление в органы судебной власти о том, что родителями не исполняются обязанности, которые затрагивают его воспитание и образование, а также, если происходит со стороны родителей злоупотребление родительскими правами.

Помимо этого, каждый субъект (гражданин), даже если он не имеет какого-либо отношения к семье, не является участником имущественных и жилищных правоотношений, должен направить исковое заявление в органы опеки и попечительства, если обладает информацией о том, что со стороны родителей осуществляется злоупотребление родительским правом.

Социальная составляющая семейного законодательства РФ имеет приоритет и в том, что каждый ребенок (будь он из категории инвалидов или сирот) наделяется правом высказать собственное мнение при решении имущественных, жилищных и иных важных вопросов, если они, так или иначе, затрагивают его интересы (воспитание и образование в том числе).

Понятие защиты имущественных и жилищных прав ребенка регламентируется ст. 60 СК РФ, а также гражданским законодательством. В том случае если со стороны родителей следует злоупотребление родительскими правами, в том числе при реализации недвижимого имущества, доля в котором принадлежит несовершеннолетнему, каждый ребенок (субъект правоотношений) имеет право направить исковое заявление в федеральный судебный орган (по достижении 14 лет) или уполномоченный департамент, чтобы разрешить возникшие проблемы.

Случаи нарушения прав детей

Взрослые не так уж и редко действуют, не задумываясь об интересах несовершеннолетних граждан, тем самым нарушая их. Чаще всего это происходит в домашних условиях или же в учебном учреждении.

Дома наиболее распространены следующие виды нарушений:

  1. Физическое насилие. Выражается в применении грубой физической силы в воспитательных целях, а также в сознательном лишении должного ухода (питание, лечение). Сюда же относится и принуждение ребенка к употреблению спиртных напитков и наркотиков.
  2. Моральное насилие. Заключается в постоянном унижении и критике несовершеннолетнего, запугивании и оскорблениях.
  3. Социальное насилие. Родители не выполняют свои обязательства по стандартному обеспечению своего ребенка (одежда, образование и т. д.).
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Налог на дарение нежвижимости

За нарушение законодательства ответственные лица (родители, опекуны, попечители) могут понести административную и даже уголовную ответственность. В особо сложных ситуациях может быть принято решение об ограничении или лишении родительских прав (ст. 69, ст. 73 СК РФ).

В образовательных учреждениях нарушения могут проявляться следующим образом:

  • необоснованная критика и угрозы в сторону несовершеннолетнего;
  • оскорбление и унижение достоинства, в том числе на публике;
  • целенаправленное изолирование;
  • выдвижение необоснованно завышенных требований по сравнению с другими детьми.

Все вышеперечисленные ситуации не должны оставаться без внимания. Первым шагом будет обращение к директору школы или другого образовательного учреждения. На основании жалобы должны быть приняты соответствующие меры.

Если ситуация не меняется, то решать вопрос уже необходимо в следующей инстанции — районное или городское управление образованием. При их бездействии необходимо обращаться в прокуратуру.

Заключение

Права ребенка в России защищают сразу несколько организаций. Одной из таких считается Комитет по защите прав ребенка. Данный орган должен действовать как отдельный независимый механизм и обеспечивать полноценную защиту несовершеннолетних граждан.

Если права нарушает сама уполномоченная, которая стоит на стороне против матери. В 2015 году она отобрала у матери,не лишённой родительских прав, ребёнка и отдала на воспитание отцу. Потом, когда решением суда ребёнка вернули матери и сам ребёнок изъявил желание проживать с матерью(девочке 11 лет), она начала третировать своими бесконечными требованиями, проверками.Имеем ли мы право отказаться от её проверок и требовать независимую комиссию.

Я лично тоже не понимаю всей сути этих комитетов. С мужем я в разводе, и у нас был конфликт по поводу свиданий отца с ребенком, и он натравлял на меня комитет по защите прав ребенка, но скажу вам честно, они почему-то защищали права папы, а на ребенка им было все равно! Один раз они приехали, а ребенок улаживался спать на обед, так они начали требовать чтобы я прям сейчас и ни минутой позже вынесла ребенка папе, сонного ребенка! И какая же тут защита ребенка?

Комитет, безусловно, создан правильно и призван встать на защиту прав ребенка, однако, на практике. как и многое у нас, вся его деятельность сводится лишь к формальностям, особенно глубоко в провинции…

Здравствуйте! У нас по вине сотрудников ФМС г. Елец Липецкой области могут погибнуть двое детей и их мать, дело в том, что семью по формальным основаниям отправили в Стаханов, где сегодня были военные действия. О судьбе близких нам ничего не известно.

В кратце о происходящем, все началось после рождения второго ребенка в семье, до сего момента с документами проблем не было, а как родился ребенок и при условии получения гражданства РФ, матери начали чинить препятствия в оформлении документов на гражданство. Спустя два года после проживания на законных основаниях на территории РФ, вдруг появился запрет на въезд в РФ, долго выясняли, что за запрет и откуда он взялся, выяснили самостоятельно, обратились в суд, выиграли суд, пришли в ФМС для дальнейшего оформления документов, но там отказали, указав на то, что время прошло и мать с двумя малолетними детьми сняли с миграционного учета, и теперь ей надо в трех дневный срок покинуть территория РФ, иначе ее депортируют и закроют въезд РФ навсегда.

Находясь в безвыходной ситуации, законопослушный беженец берет детей и едет в Стаханов, в район боевых действий, для того, что бы соблюсти какие то формальности, у меня вопрос к вашей службе, это что же наши законы так устроены, что беженцев мы за формальной писулькой с малолетними детьми, отправляем под пули и бомбежки и это законно и обосновано?

Люди от войны сбежали за защитой, а мы огромная страна РФ настольно циничны, что легко жонглируем детскими жизнями отправляя их обратно за необходимой справкой?

Что это? Слабая поддержка закона беженцев от чиновников? Или это законная позиция государства? Плевать нам на беженцев, пусть их там пострелят нам меньше бумажек оформлять? Что Россия бумаги пожалела на детей без гражданства РФ? Поэтому их отправили под обстрелы?

Здравствуйте!Мы граждане Украины.Проживаем и зарегестрированы в России с 2012. Мой сын имеет Вид на жительство в РФ с 2015г., в настоящее время ему 18 лет.Мы прописаны с ним в Вязниках.В России он закончил школу и поступил в колледж.Для получения гражданства его обязуют ехать на Украину,получать паспорт Украины.В связи с событиями,происходящими на Украине,мы не можем туда поехать.Сын готов идти в армию в РФ,но взять его в армию не могут т.к он считается иностранным гражданином.Есть ли какие-то варианты получения гражданства без украинского паспорта,по свидетельству о рождении?