Глава 26.2. Производство по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
(введена Федеральным законом от 06.04.2011 N 66-ФЗ)
1. Заявление об установлении административного надзора подается исправительным учреждением или органом внутренних дел, о продлении административного надзора и о дополнении ранее установленных административных ограничений — органом внутренних дел, о досрочном прекращении и частичной отмене административных ограничений — органом внутренних дел или лицом, в отношении которого установлен административный надзор, либо его представителем.
2. По делу об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, заявление подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения.
3. По делу об административном надзоре в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, заявление подается в суд по месту жительства или пребывания этого лица.
1. В заявлении об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, частичной отмене либо о дополнении ранее установленных административных ограничений указываются основания подачи такого заявления и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу. К заявлению прилагаются имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела документы и материалы.
2. В заявлении об установлении, о продлении административного надзора, частичной отмене либо о дополнении ранее установленных административных ограничений указываются предлагаемые к отмене или установлению виды административных ограничений.
3. В заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора также указываются сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении. К заявлению прилагаются копия приговора суда и постановление начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
4. В заявлении органа внутренних дел об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений указываются также сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений. К заявлению прилагаются документы и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.
5. К заявлению о досрочном прекращении административного надзора или частичной отмене ранее установленных административных ограничений прилагаются документы и материалы, содержащие сведения, характеризующие лицо, в отношении которого установлен административный надзор.
6. Суд при необходимости может затребовать иные документы и материалы.
1. Дело об административном надзоре рассматривается и разрешается судьей единолично с обязательным участием лица, в отношении которого подано заявление, а также с участием представителей исправительного учреждения или органа внутренних дел, которыми подано заявление, и прокурора.
2. Неявка в судебное заседание заявителя или прокурора, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела.
3. Обязанность доказывания обстоятельств по делу об административном надзоре лежит на заявителе.
1. Суд, рассмотрев заявление по делу об административном надзоре, принимает решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
2. Суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
3. В решении суда об установлении или о продлении административного надзора указывается срок административного надзора.
4. Решение суда по делу об административном надзоре может быть обжаловано в порядке, установленном главой настоящего Кодекса.
5. Копия решения суда по делу об административном надзоре направляется судом лицам, участвующим в деле, в течение пяти дней со дня вступления этого решения в законную силу.
Решения суда надзорной инстанции
В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе вынести процессуальные решения — определение или постановление, соответствующие требованиям ст. 388 УПК «Кассационное определение». Права суда надзорной инстанции подробно регламентируются законом (ч. 1 ст. 408 УПК):
- оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;
- отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;
- отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение;
- отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;
- отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;
- внести изменения в приговор, определение или постановление суда.
В случаях, предусмотренных п. 2—6 ч. 1 ст. 408 УПК. суд надзорной инстанции должен указать конкретное основание отмены или изменения судебного решения в соответствии со ст. 409 УПК.
Определение суда надзорной инстанции подписывается всем составом суда, а постановление — председательствующим в заседании президиума, (ч. 4 ст. 408 УПК). Определение или постановление суда приобщается к уголовному делу вместе с надзорными жалобой или представлением, послужившими поводом для возбуждения надзорного производства, постановлением судьи суда надзорной инстанции, в производстве которого находились данные надзорные жалоба или представление, а также постановлением председателя суда надзорной инстанции, вынесенным в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 406 УПК (ч. 5 ст. 408 УКП).
Суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить уголовный закон о менее тяжком преступлении (ч. 3 ст. 410 УПК). Возвращая уголовное дело на новое рассмотрение, суд надзорной инстанции должен указать, в суд какой инстанции возвращается дан- нос уголовное дело. (ч. 4 ст. 410 УПК). Указания суда надзорной инстанции обязательны при повторном рассмотрении данного уголовного дела судом нижестоящей инстанции (ч. 6 ст. 410 УПК).
Суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела не вправе.
- устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им;
- предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими;
- принимать решения о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания (ч. 7 ст. 410 УПК).
Равным образом суд надзорной инстанции, отменяя определение суда кассационной инстанции, не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом кассационной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела. (ч. 8 ст. 410 УПК). Приговор, постановленный судом первой инстанции при новом рассмотрении уголовного дела может быть обжалован в порядке, установленном главами 43—45 УПК РФ (ч. 2 ст. 411 УПК).
Система судебных решений стадии надзорного производства представлена рисунке.
Уголовно-процессуальный закон впервые установил запрет на внесение повторных надзорных жалоб (представлений) в том случае, если ранее судом надзорной инстанции они были оставлены без удовлетворения (ч. 1 ст. 412 УПК). Надзорные жалоба или представление на приговор, определение или постановление суда, вынесенные после отмены предыдущих решений в кассационном порядке или в порядке надзора, могут быть внесены в установленном порядке независимо от мотивов, по которым были отменены первоначальные приговор, определение или постановление суда (ч. 2 ст. 411 УПК).
Основания к отмене судебных постановлений в порядке надзора.
Судебные постановления, указанные в части второй статьи 391.1 настоящего Кодекса, подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:
1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации,
общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
3) единообразие в толковании и применении судами норм права.
Задачи, ставшие основанием для возбуждения надзорного производства
Основным правилом, действующим в процессе надзора над пересмотром вынесенного решения в судебной инстанции, становится недопустимость вынесения вердикта, направленного на ухудшение положения направившего необходимое ходатайство.
Этот пункт говорит о том, что невозможен пересмотр вынесенного уже приговора оправдания направленный на прекращение дела по криминалу.
Действие такого правила касается любого вида принятого судом решения, которое в условиях надзорного производства можно опротестовать в пользу осужденного.
Чтобы провести надзор, потребуются серьезные основания.
Вынесенный вердикт в ходе судебного производства доступен к проверке инстанцией, имевшей на то свои полномочия только тогда, если были предоставлены заявителем основания.
Иначе, в простом формате проверка оснований вынесения приговора и его законности просто невозможна.
Задачи надзорной инстанции
Опираясь на закон, проверку можно сделать по следующим основаниям:
- представление по надзору;
- надзорная жалоба.
Между написанными выше основаниями лежит разница, которая указывает, что для первого пункта действует прокурорское представление. Для второго – представитель заинтересованного или непосредственно само лицо.