Исполнительный лист по алиментам – официальный документ, выдаваемый по окончанию рассмотрения судебного дела о взыскании алиментов на основании изданного судьей вердикта (решения). На его основании открывается исполнительное производство по взысканию удержаний.
Информация, содержащаяся в документе:
- наименование судебного органа, в котором проходили разбирательства;
- текст решения;
- дата вступления решения в силу;
- паспортные данные заявителя и ответчика;
- сроки выплат;
- размеры удержаний;
- банковские реквизиты, на которые будет осуществляться перевод денег.
Исполнительный лист подготавливает судебная канцелярия, там же его можно взять на руки. Срок его действия составляет три календарных года с момента выдачи. Но здесь имеется исключение для тех случаев, когда в нем указаны сведения о периодических выплатах:
- документ действителен весь срок, в течение которого должны производиться выплаты;
- срок действия продлевается еще на три года со дня прекращения алиментных обязательств.
Варианты выдачи:
- на руки заявителю;
- в службу судебных приставов.
На руки документ отдают в случае, если заявитель знает, где находится официальное место работы плательщика и имеет возможность отнести его работодателю самостоятельно. Этот способ является самым быстрым и эффективным, так как удержания начинают производиться непосредственно с момента поступления документа в бухгалтерию.
Если же о месте официального трудоустройства ответчика ничего неизвестно, он проживает в другом районе или же он по каким-либо причинам скрывается, лист следует нести в отдел судебных приставов (ОСП) по месту его жительства или прописки. В случае отсутствия таких данных, его необходимо отправить в региональное управление Федеральной службы приставов.
Исполнительный лист на руках у взыскателя. Дальнейшие действия
Федеральным Законом «Об исполнительном производстве» определено, что взыскатель имеет право лично подать рассматриваемый документ в организацию, где работает должник, либо другому лицу, от которого он получает доход. Перед тем как это сделать, к документу следует приложить заявление, в котором указываются необходимые реквизиты для перечисления средств и паспортные данные получателя алиментов.
Из заявления и листа следует сделать копии, на каждой из которых в приемной или бухгалтерии организации, куда они подаются, должны сделать отметку со следующей информацией:
- дата приема документации;
- сведения о лице, ответственном за прием;
- реквизиты организации.
Также необходимо потребовать, чтобы на каждом образце была поставлена печать организации. При соблюдении всех этих требований взыскатель получает доказательства предъявления листа к исполнению. Администрация организации полученную документацию регистрирует в специальном журнале и сохраняет ее также как и ценные бумаги.
Работодатель на основании предоставленной документации передает в бухгалтерию приказ или указания производить удержания в размере, указанном в исполнительном листе.
Законодательством установлено, что данные средства должны быть перечислены взыскателю в трехдневный срок со дня выдачи зарплаты.
Открытие исполнительного производства. Действия приставов
Производство открывается в течение трех дней с момента предъявления документа в ОСП и на основании заявления от получателя алиментных выплат. То, как оно должно выглядеть, можно узнать непосредственно в службе судебных приставов.
Информация, которая должна содержаться в заявлении:
- наименование и адрес отдела судебных приставов;
- паспортные данные и личная информация заявителя;
- банковские реквизиты счета, на которые должны производиться выплаты;
- информация об исполнительном листе: наименование, дата и номер выдачи, кто выдал, суть взыскания, ссылка на нормативный документ, размер удержаний.
Также следует указать все известные сведения о плательщике, которые могут поспособствовать ускорению процедуры взыскания: место прописки, возможное место фактического проживания, предполагаемое место работы, а также контактные данные плательщика и самого взыскателя.
После того как вся необходимая документация поступит в ОСП, издается приказ об открытии исполнительного производства. Дальше копии соответствующего постановления направляются всем сторонам процесса.
Что делать в случае потери исполнительного листа?
Законодательством РФ предполагается, что в случае потери оригинала существует возможность его восстановления путем выдачи дубликата. Чтобы его получить, необходимо обратиться в суд с заявлением на восстановление, которое рассматривается на заседании. Об этом обязательно оповещаются заинтересованные лица.
Заявление на выдачу дубликата должно быть подано в течение срока действия оригинала. Если же оригинал был утерян по вине пристава или исполнителя, заявление должно быть подано им же не позже чем через месяц с момента сообщения об этом истцу. Образец заполнения заявления можно скачать здесь.
В заявлении на выдачу дубликата должна содержаться информация:
- наименование судебного органа, куда заявление подается;
- паспортные данные взыскателя;
- паспортные данные плательщика алиментов;
- информация о судебном решении, которое явилось основанием для выдачи листа;
- причины, повлекшие потерю листа;
- непосредственно просьба выдать дубликат;
- ссылка на нормативный документ;
- список прилагаемых документов;
- подпись истца и дата.
Срок рассмотрения заявления о восстановлении документа составляет 30 дней с момента его подачи.
Ошибка в исполнительном листе. Что делать?
В случае обнаружения ошибки в личных данных или другой информации, что была допущена из-за невнимательности ответственных работников, и которая может затруднить процедуру исполнительного производства, следует обратиться в суд, который выдал документ, с заявлением об исправлении или устранении неточностей. Данный вопрос рассматривается в десятидневный срок в судебном порядке на заседании, о проведении которого извещаются истец и должник. Если принимается решение, удовлетворяющее требования взыскателя, на его основании издается судебный акт о внесении исправлений.