Федеральный закон от 31.12.2017 481-ФЗ

04.12.2019

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г

е) организация содействия устройству детей на воспитание в семью, включая консультирование лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, в том числе участия в подготовке граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, организуемой органами опеки и попечительства или организациями, наделенными полномочием по такой подготовке;

д) консультативная, психологическая, педагогическая, юридическая, социальная и иная помощь родителям детей в целях профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах, лишения их родительских прав, а также в целях обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав;

Постановление Правительства РФ 481 О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Гуманистическое представление, что нормальная жизнь для ребенка – это жизнь дома, в семье, уже давно было зафиксировано в Конституции и в Семейном Кодексе РФ. Наконец приоритет семейных форм воспитания дошел до уровня подзаконных актов и теперь, наконец, мы надеемся, что такая практика начнет воплощаться в жизнь. С 1 сентября 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому дети-сироты будут помещаться в соответствующие организации только «временно, на период до их устройства на воспитание в семью», а организация должна способствовать их семейному устройству. Хочется верить, что для детей это станет началом движения от системы – к семье.

Плюсы и минусы Постановления комментирует юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Павел Кантор:

В Постановлении на нормативном уровне зафиксированы три очень важных положения:

1) Содержание и воспитание детей в учреждениях для детей-сирот должно быть организовано не в виде системы палат и коридоров казарменного типа, а в виде воспитательных групп семейного типа с одними и теми же преподавателями, объединяющих детей разного возраста и состояния здоровья.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Отказ ребенка от отца

Непонятно, насколько это будет реально на практике, но по крайней мере в теории – хорошо.

2) Акцент на том, что учреждение для детей-сирот, как правило, не должно являться местом их учебы, а обучение должно происходить в обычных школах, которые наиболее подходят ребенку и которые они будут посещать наряду с обычными детьми.

3) Акцент на том, что задача состоит в развитии и сохранении социальных связей ребенка, в том числе и семейных, а также с друзьями, знакомыми и т.д.

Эти три момента очень существенны.

Что касается недоработок: автор этого Постановления явно не имел в виду, что учреждения для детей-сирот могут быть – и уже есть! – разные, а не только государственные. В законе сказано, что теоретически может быть и так, но Постановление этого не учитывает. В результате это будет, скорее всего, неоднозначно пониматься чиновниками на местах. Правильнее было бы прямо указать в Постановлении, что учреждения для детей-сирот могут быть и негосударственные, с разным укладом, и оговорить, в какой степени это Постановление на них распространяется.

Второе: в постановлении не предусмотрено (хотя, на наш взгляд, должно быть), что эти учреждения в будущем могут не только быть опекунами и попечителями, но и быть соучастниками в опеке и попечительстве, наряду с другими лицами (участниками распределенной опеки, к которой движется законодатель и которая – теоретически – есть и сейчас, правда только в отношении взрослых). А автор этого Постановления, к сожалению, явно исходил из мнения, что если ребенок попал в систему, то он «их» целиком, и все функции по надзору, присмотру, защите прав и отстаиванию интересов целиком возложены на сиротское учреждение.

Третье: несмотря на общие правильные слова, в этом Постановлении не урегулирован очень больной и важный вопрос выхода из учреждения – насколько и в каком порядке ребенок может проводить время вне интерната (у друзей, у родственников, на каникулах, в поездках и т.д.). Там есть только краткое упоминание, что теоретически это возможно (и в Семейном кодексе есть эта возможность). Но отсутствие регулирования, скорее всего, на местах будет восприниматься как «не положено»

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Как поделить детей и имущество при разводе

В Постановлении сказано, что интернат должен всячески поощрять взаимодействие с теми, кто хочет стать усыновителями, опекунами и попечителями – это очень важно и прекрасно, но недостаточно, т.к. у ребенка должно быть свое взаимодействие за пределами интерната и с теми людьми, которые к опекунству не имеют отношения (например, с друзьями, дальними родственниками, волонтерами, одноклассниками и их семьями)

Отметим также, что в Постановлении есть мелкие нестыковки технического характера с новым законом о социальном обслуживании (поскольку учреждения для детей-сирот выступают по отношению к ним как поставщики социальных услуг) – хотя это не так важно. Статья написана по материалам сайтов: urist-yslugi.ru, nsportal.ru, www.osoboedetstvo.ru

Статья написана по материалам сайтов: urist-yslugi.ru, nsportal.ru, www.osoboedetstvo.ru.

Реализация постановления правительства РФ от 24 мая 2014 года 481

Важнейшими направлениями воспитательного процесса является работа по осуществлению программ: «Становление личности ребенка в условиях детского дома», «Создание развивающего пространства», «Программа постинтернатной подготовки детей», «Эстетическое воспитание и развитие личности ребёнка», ставших лауреатами Московских международных выставок.

Детский дом распологает всем необходимым для обеспечения современного комфортного уровня жизни детей, их разностороннего развития. Оборудованы спортивные площадки по мини-футболу с искусственным «травяным» покрытием, баскетбольная и волейбольная площадки с резиновым покрытием, крытый бассейн, теплицы, медицинский и физиотерапевтический блоки. Имеются швейная мастерская, кабинет декоративно-прикладного творчества, актовый зал, библиотека,комнаты социально-бытовой ориентировки и психологической разгрузки, тренажерный зал, изостудия, музыкальный класс, танцевальный зал, музей детского дома.

Правительство РФ утвердило новые правила деятельности детских домов

Согласно постановлению, сотрудники детского дома обязаны в доступной форме разъяснять детям их законные права и обязанности, сообщать о лицах, которым можно жаловаться в спорных ситуациях. Не допускается принудительное привлечение детей к участию в деятельности общественных, политических и религиозных организаций.

Группа детского дома, согласно новым правилам, будет состоять не более чем из восьми разновозрастных детей (а если в группе есть дети младше четырех лет, численность воспитанников снижается до шести). Детей из одной семьи помещают в одну группу, а сам детский дом должен располагаться как можно ближе к прежнему месту жительства. Исключение будет сделано лишь в том случае, если привычная социальная среда негативно влияла на ребенка.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Мать забрала ребенка без согласия отца

Положительные и отрицательные стороны данного законодательного акта

Несомненно, принятие такого документа содержит в себе положительные стороны. К ним следует отнести:

Закрепление на государственном уровне принципа семейности обустройства жизни детей. Поскольку сироты, оказавшиеся разлученными со своими родителями, находятся в угнетенном психо-физическом состоянии

Обстановка семейности, поможет быстрее осуществить психологическую адаптацию в новых условиях жизни.
Немаловажное значение имеет закрепление положения о предоставлении возможности изучать общеобразовательную программу за пределами организации, осуществляющей попечение за детьми. Нельзя не отметить, что данный пункт имеет очень большое влияние на социализацию данной категории детей, поскольку находясь за пределами учреждения, в котором он воспитывается, повышается уровень восприятия реальной жизни такими детьми;
Благодаря закреплению обязанности информирования организациями населения о проблемах сиротства, а также возможностей устройства таких детей в семьи повышается интерес общественности к этой проблеме, а также увеличивается шансы сирот обрести новую семью.

Однако, не смотря на очевидные плюсы документа, нельзя не сказать и нескольких минусах:

  1. В первую очередь это касается педагогического состава подобных организаций. Указанным документом не решена проблема соответствующей подготовки кадров. Нет механизмов внедрения новых технологий и новых воспитательных стандартов.
  2. Во-вторых, хоть документом и предусмотрена возможность обучения вне учреждения, занимающегося воспитанием детей, детские сады и школы не готовы к принятию таких учеников. Опять же, нет механизмов реализации этой идеи.

Таким образом, можно сказать, что Постановление N 481 хоть и имеет некоторые недочеты, однако в общем показывает положительную тенденцию участия государства в решении важных социальных проблем.

О проведении проверки согласно данного закона рассказано в следующем видеосюжете:

Adblock
detector